Профилактика насилия
ЗАБОТА О БЛИЗКИХ
11.11.2024
Попадание в экстремальную ситуацию приводит к огромной растрате резервов организма на поддержание внутреннего гармонического состояния, как физиологического, так и психологического.
Посттравматическое стрессовое расстройство протекает по-разному в разных возрастах.
Детям, пережившим психологическую травму, достаточно трудно понять, что с ними произошло. Это, прежде всего, связано с их возрастными особенностями, им не хватает социальной и психологической зрелости. Ребёнок не в состоянии полностью осознать смысл происходящего, он просто запоминает саму ситуацию и свои переживания в этот миг.
Некоторые дети часто испытывают чувство вины за случившееся, у них формируется представление о том, что «плохие вещи случаются с плохими детьми», и они воспринимают волнения и страхи родителей как вызванные собственным поведением.
У травмированных детей ухудшается концентрация внимания, они становятся рассеянными. Нарушается память, дети становятся забывчивыми, зачастую не могут вспомнить важную информацию.
Подробнее о последствиях психотравмирующих событий написано на буклете, представленном ниже.
Помощь детям, пострадавшим от сексуального насилия, и их близким
01.11.2024
В любом регионе страны дети и подростки, пережившие сексуальное насилие и их близкие могут получить поддержку и консультацию по разным вопросам. За помощью в обеспечении безопасности можно обращаться в милицию, за медицинской помощью - в детские больницы или поликлиники.
Кроме того, ребёнку или подростку, пострадавшему от насилия, и их близким важно получить психологическую поддержку, когда он или она будут готовы. Когда травмирующее событие физически завершается для внешнего мира, для пострадавшей или пострадавшего оно продолжает влиять на все сферы жизни. Травмирующий опыт может привести к сильным переживаниям, задержки в развитии, к риску развития депрессии, пост-травматического стрессового расстройств (ПТСР) и даже суицидальных мыслей. Но все эти проблемы преодолимы, если у пережившего насилие есть поддержка и возможность реабилитации.
За экстренной психологической помощью лучше обращаться на детскую телефонную линию, там окажут консультацию и направят в другой сервис, если это необходимо.
Общую психологическую поддержку можно получить в центрах дружественным подросткам (ЦДП), и социально-педагогических центрах (СПЦ) по месту жительства. Списки этих учреждений в вашем регионе находятся на обороте листовки, представленной ниже.
За специализированной помощью лучше обращаться к психологам, у которых есть экспертиза по работе с детьми, пережившими насилие. Мы рекомендуем обратиться к специалистам Республиканского центра психологической помощи (РЦПП), которые предлагают в том числе дистанционное консультирование.
Формы жестокого обращения с детьми
09.10.2024Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.
Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.
Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
· Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
· Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
· Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
· Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования;
- негативные семейные традиции;
- нежелательный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- «трудный» ребенок.
К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается.
Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:
· физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
· дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
· когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
· жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Помните, насилие - порождает насилие!
Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости, будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми, и с родителями!!!
Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:
- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
- Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.
- Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.
- Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.
- Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.
4 заповеди мудрого родителя:
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»
4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.
Помните, что ребёнок - это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали, и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.
Памятка | Профилактика жестокого обращения с детьми
24.04.2024Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения? Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.
Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Драматический результат насилия:
НАСИЛИЕ ПОРОЖДАЕТ НАСИЛИЕ.
Доказано:
• физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
• дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
• когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
• жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
— безработица, постоянные финансовые трудности;
— постоянные супружеские конфликты;
— статус беженцев, вынужденных переселенцев;
— низкий уровень культуры, образования;
— негативные семейные традиции;
— нежелательный ребенок;
— умственные или физические недостатки ребенка;
— «трудный» ребенок.
Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей.
Механизмы предотвращения и защиты детей от насилия и жестокого обращения в семье.
Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.
Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.
Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.
Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:
• состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
• особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
• низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
• отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
• задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
• заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.
Ответственность за жестокое обращение с детьми.
Законодательством Республики Беларусь установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей
1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
Уголовный Кодекс Республики Беларусь Статья 165. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей
1. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которое такие обязанности возложены по службе, либо лицом, выполняющим эти обязанности по специальному поручению или добровольно принявшим на себя такие обязанности, повлекшее причинение малолетнему по неосторожности менее тяжкого телесного повреждения, при отсутствии признаков должностного преступления – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего либо причинение тяжкого телесного повреждения, – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Уголовный Кодекс Республики Беларусь Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»
Это важно помнить родителям!
• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.
• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию.
• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
Как УБЕРЕЧЬ ребёнка от сексуального насилия?
18.04.2024Сексуальное насилие – это вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.
Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребёнку усвоить «Правило пяти «нельзя»:
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или ещё куда-либо.
- Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Постройте с ребёнком тёплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
Во всех областях республики и в г. Минске создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи» по «Телефонам доверия». Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.
Номера телефонов службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь:
Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)
Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)
Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)
Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно)
Могилёвская область: г. Могилев 80222 71-11-61 (круглосуточно)
г. Минск: для взрослых 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно)
для детей 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия»
Минская область: 8017 270-24-01 (круглосуточно), 8029 899-04-01 (круглосуточно)
НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ ЛОЖЬ | Как защитить ребёнка от сексуального насилия?
23.11.2023Вы можете узнать подробнее о том, как можно поговорить с ребёнком на эту тему позвонив на горячую линию 8-801-201-5555 (звонок бесплатный на территории всей Республики Беларусь с 8:00 до 20:00), а также ознакомиться с материалами, представленными по данному адресу.
РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
20.09.2023«Телефон Доверия» - служба экстренной анонимной психологической помощи по телефону по г. Гомелю
Министерством образования в рамках выполнения Национального механизма оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации была проведена работа по созданию региональных карт помощи.
Как обезопасить ребёнка в интернете?
20.09.2023КИБЕРБУЛЛИНГ, ГРУМИНГ, КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО, ОПАСНЫЙ КОНТЕНТ…
Знакомы ли вам эти слова? Каково их значение?
Это не все опасности, которые могут подстерегать ребёнка в интернете... Однако, есть простые правила, научив которым ребёнка, вы позволите ему избежать большую часть из опасностей, встречающихся в интернет-среде.
1) ГРУМИНГ — это установление дружеских отношений с ребёнком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника, модного фотографа, владелица модельного агентства и т.д. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и пр.) и договориться о встрече.
Несколько советов, которые помогут ребёнку предупредить груминг:
1.Следи за информацией, которую ты выкладываешь в Интернете. Не выкладывай свои личные данные в Интернете (домашний адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей и т.д.). Помни, любая информация может быть использована против тебя, в том числе в корыстных и преступных целях.
2. Используй псевдоним при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), пользовании он-лайн играми и других ситуациях.
3. Не размещай и не посылай свои фотографии незнакомцам. Будь внимателен, если тебя просят прислать или провоцируют на какие-либо действия перед веб-камерой.
4. Будь осторожен при общении с незнакомыми людьми. Старайся рассказывать как можно меньше личной информации о себе.
5. Если новый знакомый пытается говорить с тобой на неприятные или пугающие тебя темы и говорит об этом как о секрете, который останется только между вами – немедленно сообщи об этом родителям или взрослым, которым ты доверяешь.
6. Сохрани факт груминга, например, сделай снимок с экрана (screen-shot).
7. Если ты пользуешься чужим устройством для выхода в Интернет, не забывай выходить из своего аккаунта на различных сайтах. Не сохраняй на чужом компьютере свои пароли, личные файлы, историю переписки.
8. Никогда не соглашайся прийти в гости к человеку, с которым познакомился в Интернете и не приглашай его к себе! Твои собеседники могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Или приходи на встречу только со взрослым. Не поддавайся на уговоры встретиться один на один, особенно - в безлюдном месте!
Всегда помни, что в Интернете каждый может представить себя не тем, кем на самом деле является!
2) КИБЕРБУЛЛИНГ. Под этим относительно новым словом понимают "использование электронных устройств и информационных технологий, таких как электронная почта, службы мгновенных сообщений, текстовые сообщения, средства мобильной связи, web-сайты, с помощью которых можно публиковать жестокие или оскорбительные сообщения о личности или группе личностей", т. е. унижение или травля в Интернете (подростковый виртуальный террор).
Несколько советов, которые помогут ребёнку при столкновении с кибербуллингом:
1. Не бросайся в бой. Успокойся. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт. Кроме того, преследователь только и ждет, когда ты выйдешь из равновесия. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии. Лучшая защита от нападения – игнор.
2. Не стоит игнорировать сообщения, которые содержат угрозы, особенно систематические. Следует скопировать эти сообщения, рассказать об этом родителям, обратиться в правоохранительные органы. По поводу размещения оскорбительной информации, размещенной на сайте, следует обратиться к администратору.
3. Помни, что анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом. Так что в случае нанесения реального вреда, найти злоумышленника можно.
4. Управляй своей киберрепутацией. Самому так же не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно.
5. Если вдруг ты стал свидетелем кибербуллинга, то ты должен выступить против агрессора, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.
6. Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов.
3) КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО — один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), а так же злоупотребление доверием человека с целью причинить ему материальный или иной ущерб.
Несколько советов, которые помогут ребёнку не стать жертвой кибермошенников:
1. Посоветуйся со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами сети.
2. Установи на свои компьютеры антивирус или персональный брандмауэр. Подобные приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить кражу личных данных или другие подобные действия.
3. Прежде, чем совершить покупку, собери информацию об интернет-магазине: ознакомься с отзывами покупателей; избегай предоплаты; проверь реквизиты владельца магазина; уточни, как долго существует магазин (посмотреть это можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис Whois); поинтересуйся о возможности выдачей кассового чека; сравни цены в разных интернет-магазинах; позвони, если это возможно, в справочную магазина; обрати внимание на правила интернет-магазина; выясни, сколько точно тебе придется заплатить за товар.
4. Никогда не сообщай в Интернете пароль от своей электронной почты, номер кредитной карточки родителей, пароль от электронного кошелька, свой настоящий адрес и другую личную информацию!
4) ОПАСНЫЙ КОНТЕНТ — информация, представляющая угрозу или вызывающая у человека неприязнь (видеоролики, изображения и тексты сексуального, экстремистского характера, призывы к насилию, пропаганда и распространение наркотиков, информация суицидального характера и т.д.).
Нежелательный контент в интернет сети – это не только материалы (картинки, видео, аудио, тексты), содержащие насилие, порнографию, пропаганду наркотических средств, азартных игр, но и различные вредоносные и шпионские программы, задача которых получить доступ к информации на компьютере владельца. Также к нежелательному контенту относятся сайты, запрещенные законодательством. В современном мире интернетом пользуются люди разных возрастов, будь то ребенок или пожилой человек, каждый имеет страницу в социальной сети, пользуется поисковыми системами для получения ответов на вопросы, смотрит видео, читает книги или слушает музыку. В связи с этим вероятность того, что пользователь встретит в сети нежелательный контент, очень велика, и от вида контента будет зависеть размер полученного ущерба.
Ребёнок всегда должен помнить:
1. Далеко не все, что можно прочесть или увидеть в Интернете – правда.
2. В Интернете каждый может представить себя не тем, кем является на самом деле.
Интернет может быть прекрасным местом для времяпровождения вашего ребёнка, однако, как и реальный мир, таит в себе множество опасностей. Без вашей помощи и бдительности, ребёнок может столкнуться один на один с этими опасностями. Ваша главная задача — помочь понять ребёнку, как он может обезопасить своё времяпровождение в интернет-среде, а также самим поспособствовать созданию островка безопасности для ребёнка.
По материалам учреждения «Гомельский городской центр социального обслуживания семьи и детей», а также проекта «Детский правовой сайт».
Инфографика подготовлена Следственным комитетом Республики Беларусь.