Методические материалы для педагогов
Рекомендации для педагогов "Игры с водой и песком"
05.06.2024Игры с песком и водой – одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и возможностям ребят. К тому же они способствуют оздоровлению и закаливанию детей, так как организуются на свежем воздухе, в теплый период года. Они благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много - мало”, “быстро - медленно”, “короткий - длинный”, “высокий- низкий”. При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы. Таким образом, игры с песком позволяют:
- стабилизировать психоэмоциональное состояние;
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
- стимулировать развитие сенсорики, тактильно- кинестетической чувствительности;
- развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
- разнообразить способы сотрудничества.
Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.
Ребята знакомятся со свойствами воды, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, конструктивные способности, эстетический вкус.
Рассмотрим подробнее, каким образом побуждать детей к играм с песком и водой, как наполнить их деятельность интересным содержанием, по какой системе вести данную работу?
Игры с песком.
Песок должен быть чистым- просеянным и влажным, через 2-3 дня его необходимо перелопачивать, чтобы он не слеживался. В группах детей раннего и младшего возраста нецелесообразно отводить большие площади для строительства, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, не объединяют их общим содержанием, сооружения еще несовершенны и просты. Для них удобны небольшие переносные песочницы (120+120 см.,глубина, 20см, высота 50-60 см.). Желательно, чтобы на участке было 2-3 такие песочницы. Песок периодически (1 раз в неделю) промывается из шланга (вода при этом должна свободно стекать на землю). При необходимости песочницы закрываются полиэтиленовой пленкой или специальным тентом.
Для детей средней группы тоже можно использовать на участке подобные переносные песочницы.
Дети старшего возраста создают крупные коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержательный характер, отличаются конструктивной сложностью. Песочницы нужно размещать в тени деревьев, чтобы оградить детей от перегрева на солнце, а песок от постоянного пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются зонты-тенты.
Для работы с песком детям раннего возраста предлагают пластмассовые ведерки, совки, лопатки, формочки, игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся., а также дополнительные материалы: дома, деревья, изображения животных и людей. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки.
Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы, но увеличивается я количество дополнительных средств: пластин из фанеры, кусочков разноцветного оргсекла, пластмассы(края д.б. зачищены), природного материала.( веточек, корней, камушков, ракушек).
Детям старшего возраста предлагаются более мелкие игрушки, увеличивается количество дополнительного материала. Это могут быть обрезки резиновых шлангов, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), а для формовки песка- пластмассовые емкости разной формы и размера.
Хранить игрушки для игр с пеком можно в корзинах, сетчатых сумках, стойках с сетками.
Для обыгрывания построек из песка ребята применяют и поделки, изготовленные своими руками.
При обучении конструированию из песка рекомендуется тематику построек из него связывать с тематикой занятий по конструированию из строительного материала.
В группах раннего и младшего возраста детей учат сгребать песок в небольшие кучки, утрамбовывать их, накладывать песок в формочки и печь пирожки, пряники , торты., строить будку для собачки, проводить в песке дорожку.
Детей 2-й младшей группы можно научить строить горки, башни из трех форм разного объема, скамейку, ворота, стол.
Детей старшего возраста учат сооружать из песка более сложные и крупные постройки: высотные дома, дворцы, терема, театры, железные дороги, бассейны, озера. Причем на разные темы: стадион, свой микрорайон, детский сад, зоопарк. и т.д., а также по сюжетам знакомых сказок.
Можно научить детей новому приему работы с песком. Для этого песок насыпают в ведро, смешивают с водой, затем детям предлагают набирать получившуюся массу в ладони и выпускать струйкой. Песок ложится на постройки узорами, Благодаря этому приему можно строить дворцы, замки, башни и др. сооружения конусообразной формы, постоянно наращивая постройку в высоту и ширину.
Игры с водой
Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.
Играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Также, с помощью воды, дети могут рисовать (техника эбру), что положительно влияет на выражение внутреннего мира ребенка. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.
Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:
- Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).
- Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.
- Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).
- Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.
- Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой, далеко - близко. Помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.
- Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.
- Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.
- В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.
- В процессе сравнения формируем представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.
- Снимаем психическое напряжение и агрессию.
- Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Педагоги должны опираться на опыт детей, их знания, умения, развивать сообразительность, смекалку, творчество, чтобы в играх с песком и водой кипела активная детская жизнь, интересная и содержательная.
ПЕРЕЧЕНЬ ИГР:
Игра №1 «Дождик»
Необходимое оборудование: лейка, пластмассовые игрушки, центр «Песок-вода»
Ход: Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте ребенку сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.
Игра способствует развитию речи и установлению эмоционального контакта, между педагогом и ребенком.
Игра № 2 «Кораблики»
Необходимое оборудование: таз, бумага, центр «Песок-вода»
Ход: Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
Игра № 3 «Поплывет или утонет»
Необходимое оборудование: таз, различные мелкие предметы, центр «Песок-вода»
Ход: Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему мелкие предметы (пуговицы ,камушки ,лоскуты ткани ,мелкие игрушки, теннисный мяч)и.т.д. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними. Проговаривайте действия выполняемые ребенком. Объясняйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.
В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
Игра №4 «Необыкновенные следы»
Необходимое оборудование: Центр «Песок-вода», лейка, песок.
Детям предлагается сделать отпечатки собственных рук (ладонью, кулачками, кончиками пальцев). Проговариваем действия ребёнка. Показываем ребёнку, что при прикосновении к влажному песку остаются следы.
Данная игра способствует развитию тактильной чувствительности, воспитывает положительное отношение к играм с песком.
Игра № 5 «Прыгающий шарик»
Необходимое оборудование: пластмассовый шарик для тенниса
Ход: Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё
Игра способствует развитию зрительного внимания и установлению эмоционального контакта, между взрослым и ребёнком.
Игра № 6 «Взбивание пены»
Необходимое оборудование: таз с водой, венчик, жидкое мыло, центр «Песок-вода», зайчик.
Приходит в гости зайчик, он хочет показать ребятам, как взбивается пена. Ребёнок наливает немного жидкого мыла и с помощью венчика взбивает пену. Наблюдает за взбитой пеной
Игра №7 «Необыкновенные следы»
Необходимое оборудование: Центр «Песок-вода», лейка, песок.
Детям предлагается сделать отпечатки собственных рук (ладонью, кулачками, кончиками пальцев). Проговариваем действия ребёнка. Показываем ребёнку ,что при прикосновении к влажному песку остаются следы.
Данная игра способствует развитию тактильной чувствительности, воспитывает положительное отношение к играм с песком.
Игра №8 «Дорожки»
Необходимое оборудование: разноцветные камушки, центр «песок-вода», влажный песок, лошадка
Детям предлагают нарисовать пальчиками дорожки, а затем они выкладывают разноцветные камушки (украшают дорожки). Далее предлагаем взять в руки лошадку и «погулять» по дорожкам (проговариваем цок-цок-цок).
Данная игра способствует развитию артикуляционного аппарата, активного и пассивного словаря.
Игра № 9 «Поливаем цветы»
Необходимое оборудование: детская лейка, игрушка-кошка
Ход: В гости приходит кошка и предлагает ребятам полить цветы. Подойдите к растущему цветку и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть ребёнок сам польёт цветок. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Лейку, леечку возьмем
И воды в неё нальём.
Мы польём цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка
Игра №10 «Давайте познакомимся»
Необходимое оборудование: Центр «Песок-вода», лейка, песок, вода.
Ход: Ребенку предлагается потрогать сухой песок (сделать в песке пальчиковую гимнастику), затем взять лейку и вместе с ребенком полить сухой песок (проговаривать свои действия), песок стал влажным. Показываем ребенку, что из влажного песка можно лепить куличи и.т.д. С помощью игры формируем навык практического экспериментирования, учим способам обследования материала.
Консультация для педагогов "Особенности организации прогулки в летний оздоровительный период"
30.05.2023Летнюю работу в учреждении дошкольного образования принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей. Необходимо заранее подготовиться к предстоящему летнему периоду:
• выяснить, кто из детей будет посещать УДО летом;
• подготовить участок, оборудование, выносной материал, необходимый для деятельности детей, учитывая максимальное пребывание их на воздухе;
• составить план летней оздоровительной работы;
• провести необходимую работу с родителями.
Летом вносятся изменения в режим дня детей. Для укрепления здоровья детей крайне важно поддерживать в течение дня бодрый жизненный тонус. День должен быть наполнен интересными занятиями и играми. Всякое бездействие дезорганизует детей, расслабляет организм, порождает скуку, апатию.
Очень важно соблюдение режима дня. Утренний прием должен проводиться только на свежем воздухе. Обязательно ежедневное проведение утренней оздоровительной гимнастики.
Должен строго соблюдаться режим питания детей. Летнюю пищу необходимо обогащать свежими овощами, фруктами, ягодами. Так как учреждение не может удовлетворить эту потребность в полной мере, необходимо привлекать родителей к решению данного вопроса. Особое внимание необходимо обратить на соблюдение питьевого режима (суточная потребность в воде детей 3-4 лет около 1 литра, детей 5-6 лет – 1,3 литра, в жаркий период она увеличивается). Для питья должно быть приготовлена всегда свежая питьевая вода. Хорошо давать морс из ягод (дома) или настой шиповника. Недопустимо во время прогулки пользоваться одной чашкой для питья. У каждого ребенка должна быть индивидуальная посуда, которая моется после использования в соответствии с гигиеническими требованиями.
Прогулка летом отличается некоторыми особенностями. Значительно увеличивается пребывание детей на улице, поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке:
Особое место для всестороннего развития детей имеют наблюдения в природе. У каждого летнего месяца есть свои характерные особенности, и воспитатель должен знать последовательность наступления тех или иных явлений, чтобы организовать интересные наблюдения с детьми.
Экскурсии и походы в природу имеют большую педагогическую ценность: они дают детям много новых впечатлений, расширяют их кругозор, вызывают радостное, бодрое настроение. Для их проведения нужно хорошо изучить ближайшее природное окружение. Начинаются целевые прогулки в места, расположенные в непосредственной близости от детского сада. Постепенно расстояние до места прогулки увеличивается. Прогулка становится все продолжительнее. И каждый раз воспитатель ставит перед детьми увлекательную цель. Цель прогулки делает наблюдения детей более осознанными и глубокими. Важно, чтобы на каждой такой прогулке дети узнали что-то новое, интересное. Прогулки в природу проводятся во всех группах детского сада в отличие от экскурсий, которые проводятся с детьми начиная со средней группы.
Организация экскурсии сложнее, так как требует более тщательной подготовки. Необходимо осмотреть место экскурсии, чтобы можно было заранее предусмотреть, что лучше показать детям, как их расставить, где лучше расположиться для отдыха. Заранее нужно приготовить и соответствующее оборудование (баночки, ведерки, водные сачки и т. д.).
Готовясь к экскурсии, воспитатель должен предусмотреть весь ее ход: начало, приемы, способствующие активизации детей, конец экскурсии.
Экскурсия в природу будет успешной, если воспитатель не только рассказывает что- то новое, но и опирается на опыт детей, вопросами заставляя их подумать, найти ответ, присмотреться, т.е. создает проблемные ситуации.
Рекомендуется проводить повторные прогулки и экскурсии в одно и то же место, т.к. это во многом способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности. Важно при этом сосредоточить внимание детей на тех изменениях, которые произошли в природе.
После каждой прогулки, похода необходимо осмотреть детей на наличие клеща; учить детей осматривать друг друга.
Игры на прогулке.
Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала — песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. — способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.
Важной предпосылкой для организации игровой деятельности является создание среды. На групповых участках создаются условия для всех видов игр.
Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, необходимо оставить просторную площадку для свободной деятельности детей, подвижных игр и игр с моторными игрушками.
С большим удовольствием дети играют в сюжетно-ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках. Хорошо иметь на групповых участках несложные конструкции – самолет, ракета, автобус и др.
Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком — песочница с навесом и крышкой, емкости для воды, игрушки для игры с песком. Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора.
Дети любят играть «в театр». Для этого хорошо иметь ширму с красивыми яркими занавесками и место, где можно разместить ширму и столик для игрушечных декораций и персонажей.
Летом особенно важно следить за чистотой игрушек и материалов – их необходимо ежедневно мыть.
Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка или в лесу. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр.
Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию.
Труд.
Помня, какое огромное значение имеет целенаправленная деятельность для формирования личности ребенка, воспитатель находит немало дел, к которым можно привлечь малышей. Каждый ребенок должен иметь определенные обязанности. Это, прежде всего, дежурства, в которых принимают участие все дети. В летнее время, кроме дежурства по столовой, по уголку природы, вводятся и другие дежурства: по огороду, по участку и т.д.
Большую радость доставляет детям труд в природе. Малыши сажают лук, сеют бобы, фасоль, горох, кукурузу, подсолнух на огороде, цветы на клумбе, поливают грядки. С не меньшим интересом они рвут траву для животных уголка природы, собирают шишки для игры и поделок, срезают лук на огороде.
Развлечения.
В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решить серьезные воспитательные задачи. Радостные эмоции поднимают жизненный тонус, создают бодрое настроение, положительно влияют на укрепление нервной системы ребенка. Развлечения можно проводить и в группе. Составляется план музыкальных и спортивных развлечений, в которых участвуют взрослые и дети.
Работа с родителями:
• индивидуальные беседы, консультации по запросу родителей;
• участие в проведении работы по благоустройству территории детского сада;
• участие в детских праздниках;
• помощь в проведении экскурсий, походов;
• участие в изготовлении различных панно, сборе различных коллекций;
• помощь в оформлении выставок.