Консультации учителя-дефектолога
Значение словесных игр в умственном развитии детей
04.04.2023
Консультация для родителей
Значение словесных игр в умственном
развитии детей
Главной задачей умственного воспитания детей дошкольного возраста
является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются и развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного «багажа» в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Чтобы научить детей думать, необходимо сделать этот процесс интересным, занимательным. Этого можно достичь разными способами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.
Сначала словесные дидактические игры были заимствованы из народного творчества: «У медведя во бору», «Черного и белого не называть, «да» и «нет» не говорить», «Море волнуется», «Свети – свети ясно» и другие. Затем словесные игры появляются в различных сборниках дидактических игр, созданных для педагогов.
Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и расширение словарного запаса, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности.
В старшем дошкольном возрасте словесные игры используются для формирования мыслительной деятельности детей.
Примеры словесных игр с детьми.
«Летает - не летает». Ход игры: Взрослый предлагает детям быстро называть предметы, когда он скажет слово «летает», а затем называть другие предметы, когда он скажет слово «не летает».
Взрослый говорит: «Летает».
Дети называют: «Ворона, самолет, бабочка, комар, муха, ракета, голубь» и т. д. Затем взрослый произносит: «Не летает». Дети называют: «Велосипед, ромашка, чашка, собака, карандаш, котенок» и т. д.
«Съедобное - несъедобное». Игра проводится по аналогии с предыдущей.
«Живое-неживое». Ход игры: сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.
Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.
Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое?
«Чем похожи?». Ход игры: Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг и найти два предмета, которые между собой чем-то похожи.
Он говорит: «Я назову: солнце-цыпленок. Как вы думаете, чем они между собой похожи? Да, правильно, они между собой похожи цветом. А вот еще два предмета: стакан и окно. Чем же они похожи между собой? А теперь каждый из вас назовет свои два похожие между собой предмета».
«Будь внимательным!» (Игры на исключение четвертого «лишнего» слова) Ход игры: Взрослый говорит детям: Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать «лишнее» слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул; ромашка, заяц, одуванчик, василек; лошадь, автобус, трамвай, троллейбус; волк, ворона, собака, лиса; воробей, ворона, голубь, цыпленок; яблоко, елка, морковь, огурец.
После каждого выделенного «лишнего» слова взрослый просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов, т. е. объяснить принцип группировки.
В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление –это все равно, что обобщенное воспоминание. Это переход к мышлению в общих представлениях есть первых отрыв ребенка от чисто наглядного мышления». Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.
Словесная дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания взрослым самой игры
Отдыхаем с пользой
10.07.2023
Отдыхаем с пользой: игры для развития речи и интеллекта детей во время летнего отдыха
Игра «Слушаем слова»
Вы произносите самые разные слова, а ребѐнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребѐнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала еѐ можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребѐнку надо будет совершать уже другие действия, например:
• топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение;
• прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное;
• взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.
Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребѐнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.
___________________________________
Игра «Говорим шѐпотом»
Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите малыша за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо — шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всѐ услышать. Отойдите от ребѐнка на 2 — 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».
___________________________________
Игра «Угадай, чей звук»
Для игры понадобятся музыкальные игрушки и разные предметы, например: дудочка, деревянные ложки, бубен, бумага. Для начала хватит трѐх предметов, и постепенно их можно будет увеличивать.
Обсудите с малышом, что разные предметы издают разные звуки. Продемонстрируйте ему, как шуршит бумага, как стучат ложки, как звучит дудочка, как стучит бубен. Предложите ему поиграть в игру, в которой он
будет угадывать, что звучит. Затем сядьте спиной друг к другу и начинайте производить разные шумы и звуки разными предметами. Малыш должен, не оборачиваясь, называть, чем произведен звук.
___________________________________
Игра «Топ-хлоп»
Вы произносите разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, ребѐнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребѐнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребѐнку надо топнуть. И игра начинается.
Чем младше ребѐнок, тем проще должны быть фразы — понятия. Например, для трѐхлетнего малыша можно говорить такие фразы: «Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу». Фразы надо подбирать соответственно интеллектуальному развитию ребѐнка, чтобы ему было одновременно и не сложно угадывать правильные фразы и не скучно.
___________________________________
Игра «На стол! Под стол! Стучать!»
Предложите ребѐнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды, и закрепит использование предлогов. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребѐнка. Для этого сначала говорите команду, и сами еѐ правильно выполняйте, малыш будет повторять всѐ за вами. Затем начинаете путать ребѐнка — говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребѐнок прячет руки, повторяя всѐ за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребѐнок за вами повторяет. «На стол!» — руки кладѐте на стол, ребѐнок делает то же самое и так далее. Когда ребѐнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребѐнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.
___________________________________
Игра «Найди пару»
Для игры понадобятся несколько пар разных предметов, которые между собой связаны логически. Можно распечатать картинки. Выложите перед ребѐнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Для трѐхлетних детей будет достаточно 3 — 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребѐнок, тем большее количество разных предметов можно ему давать. Собирая пару, нужно объяснить связь между ними.
___________________________________
Игра « Поймай звук»
Взрослый называет слова, ребенок должен «поймать» хлопком в ладоши слова, в которых имеется указанный взрослым звук.
Например: Рыба, машина, Рама, КиРа, цветок, коРаблик…
_____________________________________________________________
Игра с клубком « Соберем красивые слова» (подбор прилагательных)
Выбирается предмет. Участники сидят по кругу и передают друг другу размотанный клубок ниток, который нужно смотать. Каждый называет прилагательное, делает один моток и передает следующему. Когда нитка в мотке – игра заканчивается.
Как заниматься дома
17.01.2023
Консультация учителя-дефектолога для родителей
Как заниматься с ребенком дома.
Основой развития ребенка дошкольного возраста является его деятельность, так как мышление в этом возрасте имеет предметный характер. Ребенок знакомиться с миром через действия, которые он совершает с окружающими предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления. Старайтесь, чтобы деятельность Вашего ребенка была насыщенной и разнообразной. Все, что происходит вокруг, становится источником информации, обобщается и используется им. Для ребенка основные формы получения знаний – это игра и участие в бытовых делах и только потом - специально организованные дидактические занятия.
Как проводить занятия за столом?
Важно научить ребенка заниматься за столом. Для этого выбирайте такие виды деятельности, которые действительно требуют позы, сидя за столом. Вы можете всей семьей играть за столом в лото, рисовать или лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу.
Сядьте за столик таким образом, чтобы ему было легко слышать инструкцию и видеть ваши жесты и действия. Если у ребенка нет детского стола, позаботьтесь о том, чтобы он правильно сидел за столом: поставьте скамеечку ему под ноги, убедитесь, что столешница находиться примерно на уровне его груди.
Инструкция, которую мы даем ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходимо давать пошагово, говорить нужно медленно, подкрепляя свои слова жестами. Иногда вместо словесной инструкции можно показать ребенку, что он должен сделать. Обязательно выдержите паузу, давая ребенку подумать и
ответить. Не торопите его!!! Подсказка, предложенная ребенку, когда он еще не успел «додумать», часто только сбивает его.
Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, можно помочь ему сконцентрировать внимание на нужном действии. Если этого оказывается недостаточно, помогите ребенку в выполнении правильного действия, взяв его руки в свои или выполнить часть задания вместо него. В любом случае постарайтесь, чтобы задание было закончено.
Как сделать занятия привлекательными для ребенка?
- Самое первое условие - эти задания должны нравиться вам самим.
- Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка.
- Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание. Если у него что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал», и помочь ему доделать до конца.
- Избегайте негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».
- Если ребенок отказывается от занятий, бросает игрушки, картинки, отворачивается, это сигнал, что задания или форма, в которой они предлагаются, не соответствуют уровню развития ребенка. В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребенку более простые задания. Постарайтесь также изменить саму форму занятий, выделите основную цель каждого задания и попытаться решить ее в быту или включить в те игры, в которые вы играете с ребенком. Поняв, что играть с вами интересно, ребенок через некоторое время согласиться вернуться к занятиям за столом.
Как обучать ребенка в быту?
Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи. Мытье полов способствует развитию точности движений. Стирка и выжимание белья руками, мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения. Очень полезно также предлагать ребенку лепить из теста пирожки, носить белье в тазике, развешивать его и закреплять прищепками, работать в огороде и т.д.
Ребенок может помогать вам, выполняя отдельные поручения или подражания вашим действиям. Например, когда вы готовите салат, можно попросить ребенка достать миску и поставить ее на стол. А затем можно дать одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные овощи и зелень вместе с вами.
Просьбы, с которыми вы обращаетесь к ребенку должны быть простыми, но разнообразными. Обсуждайте с ними все, что вы делаете.
Ребенок должен не просто научиться выполнять отдельные хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно. Обязательно хвалите его за то, что он сделал, а также за попытки помочь вам.