Кинезиологические упражнения
13.05.2024
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Результаты научных исследований показали, что трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого полушария препятствует развитию логико - аналитических способностей левого.
Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела (межполушарного взаимодействия). Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Межполушарное взаимодействие можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Истоки этой науки можно проследить в Древней Греции, в индийской йоге, в фольклорных пальчиковых играх в Древней Руси.
Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, снижают утомляемость, повышают стрессоустойчивость, облегчают процесс чтения и письма.
Упражнения необходимо проводить ежедневно. Детей с раннего возраста учим выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с 4-5 лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из разных положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя.
«Рубим капусту». Постучать по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
«Домик». Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом. Потом отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
«Барабан». Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет: 1,1-2, 1-2-3 и т.д. Затем тоже сделать левой рукой.
«Столбики». Раскатывать на доске небольшой комочек пластилина по очереди каждым пальцем правой и левой рук.
«Вертушка». Крутим пальцами на поверхности стола карандаш.
«Качели». Зажимаем карандашик между двумя пальцами и качаем.
«Подъёмный кран». Двумя пальцами поднимаем (меняем пары — с большим пальчиком, без большого).
«Колечки» Все пальцы по очереди вместе с большим удерживают карандаш.
«Экскаватор». Одним пальцем поднимаем.
«Обнимашки». Каждый пальчик по очереди обхватывает карандаш.
«Передай другому». Мизинчик левой руки передаёт захваченный карандаш мизинчику правой руки и т.д.
«Вертолёт»». Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.
«Вверх-вниз»
«Постукивание по карандашу»
«приклеивание пальцев « с силой нажать каждым пальцем на карандаш.
«Обрисовывание пальцев»
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.;
в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
«Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
«Ухо –нос». С хлопком.
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
«Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
«Лягушка»
Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
«Лезгинка»
Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз)
«Плетение» Большой палец левой руки и указательный правой соединяются, а б.палец правой руки и у.палец левой руки делают шаг навстречу.
«Замок»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
«Симметрические рисунки»
Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т.д. (20-30 сек.)
«Постучать – погладить». Одна рука хлопает по голове, другая – гладит живот.
«Мельница». Правая рука вверх, левая вперёд на вытянутую левую ногу и наоборот.
«Перекрестный шаг». Делать попеременные перекрестные движения руками и ногами при ходьбе на месте, сначала прикасаясь руками противоположным ногам перед собой, затем за спиной. Можно вместо ходьбы делать таким же образом прыжки на месте.
«Кисточки». Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз (4-6 раз), потом вращать обеими кистями по часовой и против часовой стрелки сначала в одном направлении, затем в разных направлениях (4 раза), сводить и разводить пальцы обеих рук (4-6 раз). Движения рук сопровождаются широким открыванием и закрыванием рта.
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите ребенку чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!