Особый ребенок – особое отношение (рекомендации для родителей)

02.09.2024

ОСОБЫЙ РЕБЕНОК – ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ

(РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  ДОШКОЛЬНИКА)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ И ЛАСКОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСОБОГО РЕБЕНКА

С самых  первых дней жизни между ребенком и матерью устанавливается тесный, а при благоприятных условиях он может сохраниться на долгие годы.

ПОМНИТЕ: соприкосновение тел матери и ребенка, ласковые поглаживания малыша, улыбка и добрый взгляд – это залог доверительных, дружеских отношений, создающих гармонию и покой.

По мнению психологов, материнские прикосновения необходимы ребенку 6-12 раз в день. Для ребенка с нарушениями в развитии такой контакт особенно значим, так как он является связующей ниточкой между родителями и ребенком.

При пробуждении малыша подарите ему свое тепло, пожелай доброго утра. Начало нового дня будет определять психологический настрой малыша на целый день.

Первое, что он должен увидеть, - это ваше доброе лицо, улыбку, нежный взгляд. Для ребенка это лучшее подтверждение того, что все хорошо, рядом с ним его близкие люди.

Старайтесь, чтобы малыш нашел защиту и чувствовал себя комфортно среди родных людей.

Эмоциональный контакт с ребенком, имеющим проблемы в развитии, выстраивайте постепенно: сначала старайтесь привлечь к себе внимание малыша, затем с помощью различных предметов и действий вызвать его эмоциональный отклик – улыбку , смех , ответный взгляд.

Для полноценного развития ребенка организуйте совместные игры, предполагающие тесное эмоциональное взаимодействие малыша с родителями, в первую очередь с мамой, так как она была долгое время в контакте с ребенком еще до его рождения и этот контакт надо беречь и развивать.

Окружите малыша любовью и нежностью, создайте для него атмосферу эмоционального комфорта, побуждайте его к исследованиям предметов, комментируйте совместные действия, используя различные потешки и стихи, способствующие познавательному и речевому развитию ребенка.

Постоянно устанавливайте контакт с ребенком: при одевании, кормлении, купании, на прогулках, перед сном; старайтесь в это время забывать о своих проблемах и заботах, чтобы ребенку , тонко чувствующему родительское настроение, не не передавались ваши отрицательные эмоции.

Закрепляйте эмоциональный контакт с ребенком, так как это составляет основу вашего сотрудничества и взаимопонимания.

Ласковое внимание родителей может выражаться различными способами контакта с ребенком.

В контакте глаз малыш нуждается  с самого рождения и на протяжении всей жизни. Взгляд мамы или отца может поддержать, успокоить, простить, развеселить и даже наказать.

Потребность в физическом контакте  - поглаживании, нежных объятиях с родителями, появляется у малыша с младенческого возраста. Со временем форма его проявления меняется. Когда ребенок подрастает, ему нужны объятия, поцелуи.

Все дети проявляют живые эмоциональные реакции, но у каждого ребенка они индивидуальны.

Наблюдайте, изучайте эмоциональное развитие ребенка, обращайте внимание на характер чувств, которые он переживает.

Обратите внимание на эмоциональные реакции вашего ребенка: бурное, безудержное проявление чувств наравне со слишком слабой эмоциональностью должно вызывать беспокойство родителей.

При склонности ребенка к отрицательным эмоциям постарайтесь понять и выявить породившие их причины, устранить или смягчить их действие.

ПОМНИТЕ: ласковое, нестрогое отношение к ребенку – это залог его правильного воспитания и развития.

Если малыш не получает положенной доли ласки, он становиться раздражительным, чувствует себя одиноким.

Взрослея, становясь самостоятельными, дети несут в себе заряд родительского внимания, ласки и любви.

Дарите особому ребенку любовь, радость, воспитывайте в нем доверие к миру. Это будет питать душу малыша, формировать в нем позитивное отношение к окружающим людям, жизнеутверждающее настроение.

Эмоциональный контакт и ласковое воспитание облегчает психологическое состояние особого ребенка, будут способствовать улучшению его настроения и дружескому общению с близкими людьми и другими детьми.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ОН НЕ ГОВОРИТ

            Как известно,  общение – одна из главных потребностей человека. Ребенку  с самого раннего возраста,  в то время когда  до первых слов еще далеко, уже необходимо осваивать навыки выражения своих желаний, нужд, просьб о помощи, устанавливать связь с окружающим миром.

         Однако известно, что родители начинают общаться с малышом с самого рождения, задолго до развития его речи, и этот период очень важен для последующего развития ребенка.

         Родителям, воспитывающим особого ребенка, важно понимать, что общение – понятие более широкое, чем просто устная речь.

         Оно включает в себя: восприятие, понимание речи окружающих; реакцию на речь других людей, в том числе на невербальное общение; умение соблюдать очередность в диалоге.

         Полноценное общение должно естественным образом сопровождать все повседневные  жизненные ситуации ребенка, даже если он и не имеет возможности говорить.

         Помните: продолжительность довербального (дословесного) периода общения для каждого ребенка индивидуальна, особенно для детей с нарушениями в развитии.

         Старайтесь обучать малыша в это время умению концентрировать внимание и  реагировать на окружающих людей, предметы, овладевать игровыми навыками, подражать взрослому, применять навыки в повседневной жизни.

         Вырабатывайте у ребенка навыки невербального общения, которые необходимы ему для удовлетворения социальных, эмоциональных и материальных потребностей.

         Для особого ребенка такай вид общения может быть единственно доступным для него средством взаимодействия с окружающим миром.

         Сформированность невербального общения позволяет ему использовать разные жесты, ассоциирующие с языковыми понятиями.

         Прежде всего, для успешной коммуникации, установите с малышом зрительный контакт, побуждайте его своим поведением к общению.

         Научите ребенка точно выражать свои потребности, используя для этого все доступные ему средства общения, не спешите предугадывать его желания, пусть он постарается самостоятельно донести до вас свою просьбу или о чем-то сообщить.

          Покажите, что вы не понимаете его незрелые или неподходящие случаю жесты и звуки, терпеливо ждите ответной реакции, дайте малышу время на ответ.

         При обучении навыкам общения учитывайте, прежде всего, интересы ребенка. Совершайте по очереди с малышом различные действия, мимические движения, используйте жесты, произносите звуки. Копируйте голосовые реакции малыша и побуждайте его копировать звуки, которые произносите вы.

         Чаще играйте с ребенком в звучащие и музыкальные игрушки, предлагайте ему имитировать их звуки.

         Проводите работу по формированию «предсловаря» ребенка, включающую в себя вокализацию и жесты, которыми он может выражать свои чувства т потребности.

         Находясь перед зеркалом, побуждайте его посмотреть на себя, на маму, жестом покажите на себя, затем попросите показать на себя и на вас.

          В разговоре с ребенком используйте жесты и естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния, например междометия – ой, ай, эй, воспроизведение которых сопровождайте различными движениями и мимическими реакциями.

         Ай – руки прижать к себе, на лице отобразить выражение испуга.

         Ай-я-яй - укоризненно покачать головой и погрозить пальцем.

         Ой – на лице радость, всплеснуть руками, поднести их к лицу.

         Эй – радостный окрик, руки вытянуть вверх.

         Каждый жест ребенок должен применять в соответствующей ситуации, подавая определенные сигналы о состоянии голода, дискомфорта и удовольствия, которые взрослый должен понимать и соответствующим способом реагировать.

Таким образом, невербальные навыки общения помогают особому ребенку ориентироваться в окружающей действительности, способствуют вхождению в мир близких людей.

           КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, ИМЕЮЩИМ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ

         К сожалению, рутина повседневной жизни лишает малыша и мать радости общения. Ежедневные заботы, бесконечная работа, бытовые дела отделяют родителей от ребенка.

         Вместо задушевного общения, теплой беседы мать и отец часто обмениваются друг с другом и малышом простыми, безэмоциональными фразами.  Между тем для ребенка, имеющего нарушения в развитии, общение со взрослым очень важно, причем для них обоих.

         Для общения с малышом используйте утреннее время, нежно разбудите его, шепните на ушко ласковое слово, чтобы у него улучшилось настроение и он проснулся бодрым и веселым.

         Разговаривайте с ребенком по дороге в детский сад, если он его посещает, расспросите о его планах, что-то посоветуйте и т.д.

          Вечером после трудового дня, когда вы устали для общения, проведите с ребенком время в спокойной семейной обстановке, устанавливайте с ним контакт с помощью взгляда, улыбки, ласкового приветствия.

         ПОМНИТЕ: ребенок от рождения наделен способностью общаться со взрослым, всегда отвечайте на его желание пообщаться с родителями.

         У детей с нарушениями в развитии, так же как и у здоровых малышей возникает желание общаться с родителями и другими взрослыми, но гораздо медленнее и позднее, чем у нормально развивающегося ребенка.

         Создавайте специальные игровые ситуации, в процессе которых у ребенка возникают ответные голосовые реакции, взаимодействие родителя с малышом.

                   Обучайте ребенка первоначальным знаниям и умениям, необходимым для овладения речью, а в дальнейшем – для обмена информацией.

         Основой для вашего общения с особым ребенком должна стать игра, так как это наиболее привлекательный вид детской деятельности в дошкольном возрасте. Именно игра позволяет раскрыться, побуждает его к общению с участниками игры.

         Систематически играйте с ребенком, озвучивайте при этом все, что делаете, чем занимаетесь. Это благоприятно воздействует на атмосферу общения, создает у малыша комфортное состояние.

         Рассматривайте и читайте ребенку книжки с картинками, объясняйте ему связь изображений с прочитанным текстом.

         Способствуйте развитию общения с особым ребенком, используя для этого разные приемы и способы, вызывающие его ответные реакции.

         При общении обязательно называйте малыша по имени.

         Поощряйте его любую попытку что-то вам рассказать, обратиться за помощью. Побуждайте желание ребенка общаться с другими членами семьи.

         Старайтесь расширять круг общения ребенка со взрослыми, разнообразить средства их взаимодействия. Передавайте ему свою радостную, положительную энергетику.

         Организуйте предметно-игровые действия, привлекательные для ребенка, с использованием мимики, жестов, слов, картинок и предметов.

         При общении с ребенком старайтесь соблюдать правила хорошего тона:

- разговаривайте с малышом ровным, спокойным, уравновешенным тоном;

- при разговоре повернитесь к ребенку лицом и смотрите ему в глаза;

- не перебивайте малыша на полуслове, выслушайте его до конца; постарайтесь быть внимательным, заинтересованным слушателем, не отвлекайтесь во время разговора с ребенком на домашние дела;

- не разглашайте детские секреты, которые он вам доверяет.

         Обращайте внимание на правильность произношения звуков и слов при разговоре, контролируйте процесс речевого общения, постепенно побуждайте ребенка к речевой деятельности.

         Общение особого ребенка со взрослым способствует появлению у него предпосылок для возникновения звуков, слов, речи.

         Только при систематическом общении с проблемным ребенком можно получить положительный результат – научить его правильно произносить звуки, определенные слова, фразы, а в дальнейшем – пользоваться речью.

поделиться в: